понедельник, 4 февраля 2013 г.

Власть лихорадочно сочиняет разного рода программы



Составление программ развития – любимое занятие власти. Погружаясь в него, она достигает сразу нескольких целей: демонстрирует понимание ситуации, вдохновляет общество и показывает, что держит все под контролем. Но в этом деле важно не перегнуть палку (программы не должны быть слишком оптимистичными), равно как и не срываться в пессимизм и меланхолию. И вот соблюсти здесь меру получается далеко не всегда.

Последний пример – прогноз Минэкономразвития, по которому в 2030 году к России «по щучьему велению» должно перейти мировое лидерство. Предсказание получилось настолько радужным, что премьер Медведев даже постеснялся озвучить его на экономическом форуме в Давосе (равно, впрочем, как и два других сценария), заметив только, что Россия станет развиваться по четвертому пути. На тот момент его еще не было, но теперь он появился. Этот сценарий взял короткий горизонт на пять лет, до 2018 года. Он тоже оптимистичный: обещает россиянам увеличение доходов в 1,3-1,4 раза, пенсий – на 20-28% и много чего еще очень хорошего.

Стратегия обсуждалась 31 января в Кремле при участии президента Владимира Путина. Следует заметить, что направлена она на выполнение его инаугурационных указов от 7 мая прошлого года. А уже 1 февраля премьер Дмитрий Медведев ее подписал, и документ сразу же был опубликован на сайте правительства.

В Кремле премьер, впрочем, оговорился, что все «бьется» только при условии не менее чем пятипроцентного роста экономики в год. Таким образом, чтобы выполнить все указы Путина, экономике придется поднапрячься, иначе может ничего не получиться.

«Российская газета» перечисляет пять первоочередных задач из программы. Шаги к успеху выглядят так.

Во-первых, следует повысить национальную конкурентоспособность и производительность труда, создав условия для эффективного развития внутренних и внешних рынков. Во-вторых, улучшить качество и доступность услуг в социальной сфере, ориентировать их на эффективное удовлетворение запросов и потребностей людей. В-третьих, решить в основном жилищную проблему, развернув массовое строительство качественного и доступного жилья, а также улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг населению. В-четвертых, поднять эффективность государственного управления и качество предоставляемых госуслуг. Ну и в-пятых, обеспечить сбалансированное региональное развитие и создать новые центры экономического развития на юге и востоке страны.

Те, кому приходилось читать пятилетние программы КПСС, обратят внимание как на общее сходство документов (в грандиозности замыслов и сжатости сроков), так и на некоторое различие, состоящее в том, что раньше еще поставили бы целью изменить коренным образом сознание людей, чтобы те могли без устали добиваться поставленных целей, а теперь сознание предпочитают не трогать. Некоторые злые языки так и охарактеризовали предложенный документ: набор мантр, мол, это, а никакая не программа, а самое большое ее достоинство – малый (30 страниц) объем. Меньше места в мусорной корзине займет.

На первый взгляд задачи могут показаться нереальными, но эксперты считают, что они все же выполнимы, если подкрепить их мерами по изменению экономической политики и институтов. То же самое вроде бы признает и само правительство: в документе написано, что все пять пунктов потребуют сформировать новую модель экономического развития страны.

Напомним, что стратегическому плану правительства предшествовало письмо Путину от его экономического советника, академика РАН Сергея Глазьева, в котором эксперт предложил радикально изменить экономическую политику, поскольку нынешняя завела страну в тупик.

«Рост ВВП на 5% – ориентир, объявленный недавно председателем правительства, но он едва ли достижим при сохранении проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики», – цитирует Глазьева журнал «Коммерсантъ – Деньги». Разговоры о качественных изменениях идут десятилетиями, замечает Глазьев, но у чиновников «энтузиазма нет».

Почему? Да потому что им удобнее двигаться по накатанной колее. «Они работают по инерции, в рамках устоявшихся рутинных процедур. Нет целостного видения перспектив развития и системного подхода к разработке комплекса мер по их реализации. У них все как-то отдельно: экспорт нефти – отдельно, импорт полимеров – отдельно, финансовая и денежная политика – отдельно, институты развития – тоже отдельно», – недоумевает Глазьев.

Посему, считает советник президента, если нынешняя система управления сохранится, ничего хорошего не получится. Лебедь, рак и щука тянут телегу в разные стороны: «Руководство страны ставит долгосрочные амбициозные цели, а Минфин верстает бюджет под заниженный прогноз. Наша бюрократия стремится работать, не напрягаясь. Амбициозные цели откладываются на долгосрочный период, а в краткосрочном получается инерционное развитие. Потому что так жить проще».

Глазьев видит задачу в том, чтобы «состыковать долгосрочные цели со среднесрочными программами и краткосрочными ориентирами». И обилие сценариев развития этому только мешает. Тем не менее на выходе – еще один документ: по заказу президента Российская академия наук готовит доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности», а работу координирует опять же Глазьев.

Вдогонку и партия «Единая Россия» решила подготовить собственную экономическую программу. Ею займется научно-практический центр стратегического планирования и управления экономикой при президиуме Генсовета партии. Руководить процессом станет глава думского комитета по экономической политике Игорь Руденский. Что там будет, пока неизвестно даже в общих чертах, но уже заявлено, что дублировать правительственную программу партийная доктрина не будет.

В общем, в программах недостатка нет и не предвидится. Это, впрочем, отнюдь не означает, что правительство кинется реализовывать их полностью или хотя бы частично. До сих пор все программы успешно шли под сукно и находили там свой вечный покой. При этом никто не удосуживается хотя бы проверить, как выполнялись ранее принятые документы, не говоря уже о том, чтобы спросить за их исполнение. Так, по сообщениям СМИ, никто не собирается оценивать то, как воплощались в жизнь «Основные направления деятельности правительства», действовавшего под руководством нынешнего президента в период с 2008 по 2012 годы. Кризис, дескать, виноват. «Очистить влияние мирового кризиса крайне сложно, поэтому трудно оценить кого-либо»,– заявил по этому поводу министр экономического развития Андрей Белоусов. Удобно устроились, однако, российские чиновники...

«Как некоторые любители обещаний каждый понедельник начинают новую жизнь, так и российские власти, получая в руки новый документ, полностью теряют интерес к предыдущему», – замечает издание «Коммерсантъ – Власть» и напоминает, что появившаяся год назад «Стратегия-2020», над которой трудились сотни экспертов, так и не воплотилась ни во что. Правительству не понравились некоторые положения «Стратегии», предлагавшей сократить, например, военные расходы; оно сочло ее невыполнимой и забраковало в целом.
Александр Романов
Источник: km.ru

Комментариев нет: